АРХИТЕКТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ МИРА: СТОЛИЦА КАРНАВАЛА - РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ПАРИЖ –БУЭНОС-АЙРЕС
Две самые большие страны южноамериканского континента – Бразилия и Аргентина – вновь распахнули свои гостеприимные объятия в марте 2019 года для делегации российских архитекторов и строителей, отправившихся туда для изучения латиноамериканского опыта домостроения.
В Рио-де-Жанейро состоялась знаменательная встреча с архитектором Джейром Валера, соратником известнейшего бразильского архитектора XX века Оскара Нимейера.
Каждое здание, придуманное Нимейером, ошеломляет – непривычными контурами, дерзкими линиями, неожиданными формами. И привыкнуть к ним невозможно. «Я с детства не любил угол, я с детства рисовал овал. Кривые линии – они как горы моей страны, волны океана, тело моей любимой». О. Нимейер.
Он прожил долгую и насыщенную жизнь: родился в 1907 году, умер в 2012 году в возрасте 105 лет. Творческой энергии и жизнелюбия добавляли мастеру его большая семья: дочь, пять внуков, 13 правнуков и 5 праправнуков. А в ноябре 2006 года бразильские СМИ буквально захлебывались новостью, ставшей настоящей сенсацией. Нимейер женился на своей секретарше Вере Луисии, которая моложе его на 38 лет. Это его второй брак, а первый был с Аннитой Балду, они прожили вместе 76 лет. Еще один урок, который преподал этот удивительный человек. Впервые встреча Джейра Валера и Оскара Нимейера состоялась в Сан-Пауло, а их первым совместным проектом, реализованным в Рио-де-Жанейро, стало строительство католического собора в форме «перевернутого ведра» в стиле модернизма. Храм состоит из 16 линейных колонн, разделенных витражами. Волшебную атмосферу этого храма нам посчастливилось почувствовать на себе во время обзорной экскурсии по Рио-де-Жанейро.
Господин Валера рассказал нам, что Оскар Нимейер создавал великие проекты всего за одну ночь. А еще о том, что О. Нимейер очень увлекался космосом, который его вдохновлял на идеи для творчества. Например, здание национального конгресса, построенное по проекту О. Нимейера, в последующем стало символом столицы Бразилиа, отражением внеземной реальности. Это он сотворил символ и дом бразильского карнавала – Самбодром, это он совместно с Жуселином Кубичеком взрастил в пустыне, вопреки всем препятствиям, архитектурный шедевр Бразилиа. Этот город и сейчас считается одной из самых молодых и необычных столиц мира. Интересен тот факт, что с высоты птичьего полета видно, что город своими очертаниями повторяет форму самолета! В столице Бразилии можно выделить два особенных объекта: национальный конгресс и президентский дворец. Первое – это невероятный комплекс, выполненный в виде двух небоскребов-близнецов, а у их подножия раскинулась громадная платформа с двумя чашами, там проводятся сессии депутатов и заседание сената. Второе – это дворец, который состоит из множества арочных железобетонных проемов. Он окружен водой и садами, что добавляет образу футуристичности и невесомости.
Джейр Валера в своей лекции много времени посвятил объектам, расположенным в городе Нитерое. Этот город занимает 60 км вдоль побережья, 11 км из которых заполнены объектами Оскара Нимейера. Мэр Нитероя называет эти объекты «дорогой Нимейера». Многие считали, что разрабатывая проекты, он не думал об их функциональности. Но это заблуждение. Напротив, Нимейер тщательно продумывал свои работы и советовался с другими специалистами, например, о том, как лучше расположить сцену и акустические проектные параметры, рассказал нам Джейр Валера. К счастью, в Бразилии теплый климат и устойчивая сейсмическая активность, что позволяет строить и сохранять самые необычные здания.В 2002 году в штате Парана, городе Куритиба, Оскар Нимейер построил еще одну достопримечательность – знаменитый музей «Глаз», получивший такое название благодаря своеобразной конструкции. В то же самое время архитектор начал активно работать с бетоном. Тогда же был реализован объект по строительству Университета в Константинии, знаменитый своими 60-ти метровыми железобетонными пролетами. Они закреплены на стальных тросах, а позади здания расположена вертолетная площадка. Удивил нашу группу уникальный проект концертного зала, построенного в городе Сан-Пауло, который был открыт в парке Ибирапуера. Его спроектировали к 400-летию города. Он необычен тем, что сцена открывается с двух сторон. Когда играет оркестр, люди видят парк за прозрачными стеклами. В выходные сцена открывается лицом к парку, где играет живая музыка для гостей.
Многие проекты Оскара Нимейера были реализованы не только в Бразилии, но и в Европе. Например, на живописном побережье Амальфи в городке Равелло есть необычное здание концертной аудитории, рассчитанное на 400 мест.
После семинара наша делегация отправились в г. Нитерой, чтобы увидеть и ощутить невероятную атмосферу творений Оскара Нимейера. По дороге вдоль залива Гуанабара нам открывались красивейшие виды на Рио-де-Жанейро.
Мы посетили Фонд Объектов Нимейера, а также воочию увидели одни из самых легендарных его объектов – музей современного искусства и народный театр. Музей современного искусства под названием «Летающая Тарелка», построенный в 1994 году, состоит из трех этажей и купола диаметром 50 метров, выполненных из стекла и бетона, и является самым известным и посещаемым местом в этом городе.Не секрет, что одним из самых сложных проектов в истории великого архитектора было здание народного театра. Сам по себе театр рассчитан на 350 мест, он расположен на большой открытой территории, служащей продолжением сцены. Это было задумано для того, чтобы люди, у которых нет денег на билеты, могли видеть концерты. Желтый цвет был выбран неспроста, он символизирует флаг страны. Сами бразильцы очень гордятся Оскаром Нимейером, считают его национальным героем и называет его поэтом формы. Следующий объект, который посетила делегация Центра зарубежных стажировок – знаменитая ГЭС Итайпу, расположенная на реке Парана. Для этого мы прилетели в город Игаусу. Плотина находится на границе двух государств: Бразилии и Парагвая, и внутри самой ГЭС есть символическая желтая полоса, приклеенная на полу, обозначающая границу. Прежде чем попасть на территорию Итайпу, нас каждого просканировали с головы до ног, как в аэропорту. На территории есть кинотеатр, нам показали фильм об истории строительства этого уникального объекта. В 80-е годы для его строительства пришлось изменить течение русла реки Парана. Этот гигантский объект строился на протяжении 20-ти лет, он составляет в длину около 7500 метров. Для сравнения напомним, что длина Саяно-Шушенской ГЭС составляет около 1000 метров. А самая узнаваемая плотина Гувера, расположенная в США, штат Невада, почти в 20 раз меньше Итайпу. На ГЭС установлено 20 генераторов мощностью до 700 мегаватт каждый. Из водохранилища вода поступает по трубам и с огромной силой срывается вниз к турбинам генераторов, приводя в движение их тяжелые лопасти. В Итайпу (Itaipu Binacional) разработан специальный экскурсионный тур на плотину ГЭС, которую может посетить любой желающий, что позволяет привлечь дополнительные инвестиции до 10 млн. долларов в год. В 2018 году количество посетителей ГЭС достигло 1 миллиона человек.
Для делегации Центра зарубежных стажировок специально был организован индивидуальный технический визит. Мы смогли оценить масштабы плотины не только снаружи, но и изнутри. На лифте мы спустились по всем стоящим отметкам, обозначающим высоту над уровнем моря. Начали мы с отметки 144 метра, а самая впечатляющая отметка – 68 метров над уровнем моря, где расположены те самые огромные турбины.В заключение нашего визита мы посетили бетонный водосброс, максимальный поток в котором достигает до 62 тыс. кубических метров в секунду. Он необходим в сезон тропических ливней. Увы, мы попали в период засухи и водосброс был сухим. Конечно, мы были впечатлены посещением Itaipu Binacional, а также нам удалось сделать много памятных фото на фоне ГЭС.
Интересен тот факт, что полученную энергию Парагвай и Бразилия делят пополам. Но Парагвай – довольно маленькая страна, которая не в состоянии освоить весь обьем причитающейся ей электроэнергии. Поэтому 80% своей доли полученной электроэнергии продает Бразилии. Вырученные от продажи средства составляют основу экономики Парагвая. Далее мы отправились в Аргентину, в очаровавший всех Буэнос-Айрес. Это была любовь с первого взгляда! Прогулявшись по центральному району Реколетта, мы сразу поняли, почему Буэнос-Айрес называют Латиноамериканским Парижем. Еще многие обратили внимание на сходство города с Мадридом. Это действительно кусочек Европы на другом конце Света. Современная архитектура стеклянных небоскребов удивительным образом сочетается здесь с домами в колониальном стиле. Архитектура Буэнос-Айреса как яркий узор из разноцветных камней! Очень красивая насыщенная природа, сочетающая в себе все краски радуги, деревья, пальмы, нежнейшие цветы. Город страстного танго и гастрономическая столица Аргентины!
Нас радушно приняли в SCA – Центральном союзе архитекторов, который основан еще в 1886 году и является некоммерческим, гражданским объединением. Это одно из старейших профессиональных образований в Аргентине. Создан для осуществления контроля строительства, включающее защиту прав архитекторов, планирование строительства городов, их развитие и проектирование инфраструктуры.
Союз работает в двух местах: в здании на улице Монтевидео и в Музее архитектуры и дизайна SCA. Они работают с 25 постоянными сотрудниками и 145 добровольцами-профессионалами: президент, члены Совета директоров, подкомитетов, рабочих и исследовательских групп, представляющих почти 14 000 его членов, которые решили присоединиться к организации без какой-либо иной цели, кроме как для поддержки и защиты архитектуры.
В ходе встречи Президент SCA Эдуардо Бекинштейн рассказал нам о том, что в период активного развития города самым распространенным способом доставки товаров были железные дороги. Но со временем, спустя годы, центр оказался зажат между тремя железнодорожными ветками, что создавало транспортные проблемы и портило внешний вид современных и исторических районов. Совместными усилиями Муниципалитета и членами Центрального союза архитекторов было принято решение убрать ж/д пути в подземные тоннели, таким образом центр города разгрузили и преобразили.Хочется отметить, что наша встреча проходила в самом дорогом и престижном районе Буэнос-Айреса Пуерто Модеро. Он застраивался англичанами на протяжении двадцати лет. Расположен он на берегу залива реки Ла-Плата и является визитной карточкой Буэнос-Айреса. В 2018 году именно в этом районе проходили Юношеские Олимпийские игры.Самый острый вопрос наших делегатов был посвящен трущобам. Участников очень волновало, как могут уживаться по соседству обветшалые, неблагоустроенные здания и фешенебельные небоскребы. Трущобы являются черным пятном на фоне роскошной жизни в центральном районе мегаполиса. Один из членов союза SCA рассказал, как люди из провинции захватили территорию практически в центре города. Господин Бекинштейн пояснил нам, что этот самозахват сдерживается по политическим соображениям. Власти не могут оказывать давление на жителей трущоб. Потому что они имеют такое же право голоса на выборах, как и жители элитных районов.
Еще с 1940-х годов жители провинций начали иммигрировать в Буэнос-Айрес и захватывать территории города. Правительство считает, что после предоставления жителям трущоб благоустроенного жилья, эти обветшалые здания опустеют сами собой. Это позволит снести уродливые кварталы, построить на их месте новые жилые комплексы и торговые центры.
В ходе семинара участников интересовал вопрос о стилях строительства в настоящее время. Лекторы отметили, что в стиле XVIII века уже ничего не строят. Зато активно реставрируют и оберегают такие объекты. Бум строительства в Буэнос-Айресе пришёлся на 1970 год, именно в этот период было снесено большинство построек XVIII века, однако с 1980-х годов власти стали активно создавать законодательство о сохранении архитектурного наследия. Участников интересовали такие вопросы, как порядок проведения экспертизы, ответственность архитектора, страхование строительных объектов.
Хотелось бы поблагодарить президента и членов правления Центрального союза архитекторов Аргентины за теплый прием и памятные подарки представителям нашей делегации. Никто не остался равнодушным к этому красивейшему городу Южной Америки!
В заключение хотелось бы отметить, что все встречи по программе были очень насыщенными и разнообразными. Мы прикоснулись к истории творений великого Оскара Нимейера. Посетили самую крупную в мире по выработке ГЭС Итайпу, которая поразила каждого своими масштабами и идеально отточенной работой, а также восхитились архитектурой Буэнос-Айреса. Надеемся, что через год мы отправимся в Латинскую Америку вновь!
Надежда Мелихова,
Рио-де-Жанейро, Игуасу (Бразилия) – Буэнос-Айрес (Аргентина), март 2019г.
Рио-де-Жанейро – для нас это океан с бесконечным необъятным пляжем, прекрасные виды города и залива Гуанабара с горы Корковадо и скалы Сахарная Голова, карнавал и футбол.
Мы и не мечтали, что когда-нибудь попадем в Бразилию на карнавал, так это казалось далеко, дорого, утомительно. Ведь мы живем в Сибири, в центре Азии. А Бразилия там, далеко за океаном, на другой стороне Земли. Но все оказалось очень просто: нужно было только откликнуться на приглашение в путешествие от ЦЗС, и вот он, РИО!
Перелет через океан – отдельное приключение! Некогда вздремнуть: то кормят, то поят, то интересная беседа с соседкой, то по-русски, то по-английски, то кино по выбору на любом языке. Тринадцать часов полета промелькнули, как один миг.
Самое, самое в поездке – это КАРНАВАЛ. Мы раньше думали, что это танцы на пляже, которые растекаются по всему городу. На самом деле это грандиозное зрелище проходит на Самбодроме, специальном сооружении похожем на стадион. Трибуны для зрителей расположены по две стороны улицы, по которой идет карнавальное шествие. Зрелище можно отдаленно представить, если вспомнить первомайские демонстрации советского периода и нарядить всех демонстрантов в костюмы из парижского кабаре Мулен-Руж. На Самбодроме поют и танцуют ВСЕ! И не только участники шествия, но и зрители на трибунах, туристы, организаторы, даже уборщики. Шествие отличается от представлений, в которых играют артисты, тем, что здесь основные участники – это простые люди, жители города: молодые и старые, пенсионеры и студенты, женщины и мужчины, короли и нищие. Зрелище незабываемое! Мы простояли, щелкая фотоаппаратами, снимая на телефон, пританцовывая и подпевая, примеряя карнавальные головные уборы, всю ночь, до шести утра. СПАСИБО ЦЗС за незабываемые впечатления!